ВЫБОРЫ НА ГРАНИ СРЫВА?

ВЫБОРЫ НА ГРАНИ СРЫВА? Громкий скандал в городской избирательной комиссии случился в понедельник. Событий сколь ярких, столь и противоречивых было так много, что присутствовавшие при этом многочисленные журналисты по окончании действа, глядя друг на друга, лишь в удивлении разводили руками.

Внеочередное заседание городской избирательной комиссии назначили на одиннадцать утра. В повестке дня значилось переизбрание председателя горизбиркома Геннадия Гришина и секретаря Юрия Ермилова. В вину им ставились многочисленные прегрешения, могущие привести к срыву выборов в горсовет.

"Уважаемые члены муниципальной избирательной комиссии, мы пригласили вас в связи с тяжелой обстановкой, сложившейся вокруг избирательной кампании 2007 года. Выборы назначены на 11 марта, до них осталось меньше недели, но очень многое еще не сделано. Причина этого - действия председателя и секретаря избирательной комиссии", - так начала заседание заместитель председателя избиркома Александра Усова. Ни председателя, ни секретаря при этом не было, хотя они были в курсе (Гришину неоднократно звонили при всех) и их прождали не менее получаса.

После оглашения состава присутствующих (пять из девяти членов комиссии, то есть большинство) перешли к "пунктам обвинения". Счет для внесения избирательного залога кандидатами работал всего три часа, его открыли в последний положенный по закону день после обеда, не все кандидаты успели им воспользоваться. Счет самой избирательной комиссии был открыт лишь на прошлой неделе, из-за чего сорвалось досрочное голосование (избирательные бюллетени не напечатали вовремя). Ряд подлежащих обязательной публикации сведений о кандидатах не был опубликован. Члены избирательной комиссии о принятых председателем и секретарем решениях зачастую узнают из газет, никто их об этом не информирует и с ними не согласовывает - и так далее.

Пока решали технические вопросы и выдвигали кандидатуры на пост председателя, его заместителя и секретаря комиссии, на заседание неожиданно прибыл глава города Сергиев Посад Сергей Персианов. Посидев немного и послушав, он дал краткий комментарий для прессы.

Мэр подтвердил, что дважды вмешивался в деятельность комиссии. Один раз он обратился в Мособлизбирком с жалобой на нарушение ею закона (недостаток вскоре устранили). Второй - после того, как кандидаты пожаловались ему на невозможность внесения избирательного залога на специальный счет. В результате счет все-таки открыли, хотя и в последний день. "У ряда кандидатов уже есть основания подавать в суд, - заявил Сергей Персианов. - Я уже высказывал свое мнение и публично, и в личных беседах с председателем комиссии...

Я считаю, что председатель категорически не справляется со своими обязанностями и рекомендовал ему снять с себя полномочия. Но он посчитал, что мои аргументы недостаточны".

Мэр удалился. А на смену ему через некоторое время прибыли председатель городской избирательной комиссии Геннадий Гришин, секретарь комиссии Юрий Ермилов и председатель городского Совета депутатов Михаил Григорьев. Собрание стало бурным.

Председатель Гришин, волнуясь, заявил, что готов прислушаться к мнению коллег и собрать внеочередное заседание, но лишь на следующий день в пять часов.

"Мы хотим делать революцию или готовить город к выборам?" - вопрошал председатель. "Вот об этом мы и говорим!" - хором откликались члены комиссии. "Нам предстоит еще очень много сделать!" - убеждал Геннадий Гришин. "А почему мы не сделали этого раньше, а оставили все на последний день?" - парировали коллеги.

Секретарь избиркома Юрий Ермилов в резкой форме обратился к собравшимся, заявив, что по закону созыв заседания, пусть и по просьбе коллег, - исключительная привилегия председателя, поэтому дальнейшая дискуссия совершенно бессмысленна. "То есть члены комиссии для вас никто? - возмутились присутствующие. - Мы хотим обсудить все сегодня!"

На этом месте в дискуссию резко вмешался председатель городского совета депутатов Михаил Григорьев. Он полностью встал на сторону Геннадия Гришина и был настолько "эмоционален", что даже обвинил некоторых членов избиркома в заговоре, участником которого является... и глава города!

"У нас нет ключа ни от сейфа, ни от помещения! - говорили члены комиссии. - Мы не можем нормально работать! Ключ есть только у председателя! Это нормально?" "Нормально", - отвечал председатель Гришин. Далее выяснилось, что из сейфа уже пропали какие-то документы и этим делом занимается прокуратура. Кто прав и кто виноват, выясняли долго и бурно. В дискуссии снова активнейшим образом участвовал председатель горсовета Михаил Григорьев, членом избирательной комиссии не являющийся. В конце концов его даже попросили не командовать.

Григорьев, Гришин и Ермилов удалились. Ключей хотя бы от входной двери членам комиссии они не оставили.

Тем не оставалось ничего другого, как провести выборы нового председателя комиссии, его заместителя и секретаря. После тайного голосования ими стали соответственно Александра Усова, Светлана Александрова и Елена Савенкова.

Во второй половине понедельника новый председатель горизбиркома Александра Усова и секретарь комиссии Елена Савенкова пригласили журналистов местных СМИ на брифинг в библиотеку Горловского, чтобы документально и со ссылками на закон подтвердить собственную легитимность. Как пояснила госпожа Усова, в законодательстве Московской области четко сказано, что заседание избирательной комиссии может быть проведено по желанию трети и более ее членов, при этом желание или нежелание председателя не играет никакой роли. По словам Елены Савенковой, аналогичным образом закон трактуют и в прокуратуре - "государево око" уже подтвердило легитимность избрания нового председателя и секретаря.

Журналистов, впрочем, интересовало совсем другое. Не будут ли выборы в горсовет сорваны из-за упорства бывшего руководства комиссии, не желающего передавать власть? Вот главный вопрос, обсуждавшийся на брифинге. Александра Усова признала, что теоретически это вполне возможно.

Геннадий Гришин и Юрий Ермилов по ведомым одним им причинам до сих пор не передали новому руководству комиссии ключи от сейфа и печать. Без этих атрибутов полноценная работа избиркома невозможна. "Но это вовсе не значит, будто мы участвуем в каком-то саботаже, - пояснила Елена Савенкова. - Дело в том, что мы и вышли с инициативой о смене председателя именно потому, что работа прежнего руководства, по сути, была направлена на то, чтобы саботировать выборы, сорвать их проведение".

Действительно, досрочное голосование, которое по закону должно было начаться около двух недель назад, на момент подписания номера еще не стартовало - Геннадий Гришин с Юрием Ермиловым попросту не удосужились забрать из типографии бюллетени, чтобы раздать их участковым избирательным комиссиям. Непонятно, а заказывали ли их изготовление вообще? Утром во вторник, отвечая на вопрос журналистов, Геннадий Гришин так и не смог внятно объяснить, когда бюллетени будут переданы избиркому. Даже название типографии экс-председатель, как выяснилось, "запамятовал". Назвал прессе одну организацию, а потом выяснилось, что бюллетени печатает совсем другая. Более того, Гришин не владел информацией даже о тираже заказанных бюллетеней. Когда номер "Вперед" готовился к печати, точных данных на этот счет еще не поступило.

На встречу с прессой в понедельник господа Ермилов и Гришин так и не явились. Зато журналисты сергиевопосадских СМИ имели сомнительное счастье видеть "виновников торжества" в помещении горизбиркома утром во вторник. Передавать новому руководству комиссии ключи от сейфа и печать названные деятели наотрез отказались. Юрий Ермилов высказался в том смысле, что закон, дескать, дает ему полное право носить печать в кармане.

По информации "Вперед", этим громким делом уже заинтересовалась избирательная комиссия и прокуратура Московской области. Во вторник в Сергиев Посад должны были прибыть представители этих двух ведомств для того, чтобы детально разобраться в сложившейся ситуации и вынести свой вердикт.

Поможет ли это нормальному ходу выборов, сказать трудно. Геннадию Гришину и Юрию Ермилову не привыкать нарушать закон - они проделывали это даже в судебном заседании ("Вперед" писала об этом).

Время поджимает. До выборов - считанные дни. Расставить все точки над i, детально разобраться в случившемся, пожалуй, будет возможно только после 11 марта. Пока бесспорно только одно - виновные в нарушении избирательных прав граждан (а они уже были нарушены) должны понести справедливое наказание.

"Вперед" будет следить за развитием событий и вернется к этой теме на следующей неделе.

Поиск по сайту