ТУРИНСКИЕ МГНОВЕНИЯ

Время от времени человечество получает возможность приобщиться к пиршеству особого рода — Олимпийским играм. Можно четыре года не следить за событиями в том или ином виде спорта, но Олимпиада моментально возвращает вас в ряды болельщиков. И всплывают в памяти знакомые имена — Чепалова, Бьорндален, Костелич… И появляются новые герои.

Нас приучили, что Олимпийские игры — это битва за медали и за командный зачет. Сражение супердержав мирными средствами. Способ сплочения нации. Конечно, приятно видеть на пьедестале российских спортсменов, даже если знаешь, что они живут и тренируются в Америке. Но количество золота, серебра и бронзы скоро забудется и будет волновать только спортивных чиновников, а самые яркие моменты Олимпиады останутся с нами.

Вот Светлана Журова, вернувшая престиж нашему конькобежному спорту, — уже с флагом в руках, но еще не может поверить в свою победу. Молодой лыжник из Ханты-Мансийска Евгений Дементьев, удививший всех финишными спуртами. Наши биатлонистки и лыжницы, не оставившие никаких шансов соперницам в эстафете. А неудачный четверной выброс китайских фигуристов, после которого, казалось, не то что кататься — ходить нельзя! А испепеляющий взгляд итальянки, адресованный партнеру, уронившему ее в самом конце произвольного танца! У каждого своя коллекция олимпийских наблюдений.

Мы привыкаем к тому, что керлинг и женский хоккей считаются олимпийскими видами спорта (чудны дела твои, господи). Нас уже не удивляют фристайл, шорт-трек, скелетон и сноуборд. Многомиллионная зрительская аудитория вынуждает организаторов придумывать все более зрелищные виды состязаний — дуатлон, лыжный спринт, масс-старт… И видим мы все это в абсолютных подробностях, во всех ракурсах.

Еще бы качество комментария росло такими же темпами. Увы, пока основным критерием для российских спортивных журналистов, похоже, остается умение восторженно болеть за наших. (Счастливое исключение — Владимир Гомельский, успешно сочетающий грамотную речь и профессиональное знание предмета.) Даже такой записной патриот как Никита Михалков мягко «тормозил» в ходе церемонии закрытия Олимпиады Виктора Гусева с его статистической отчетностью по завоеванным медалям: есть, мол, ценности и повыше — олимпийский дух.

Что из того, что Ирина Слуцкая получила «бронзу», а не «золото» — меньше ее любить от этого болельщики не стали. И симпатии к Ольге Пылевой никуда не делись, хоть и лишили ее «серебра» из-за допингового скандала (ясно, что спортсменка тут ни при чем). Потому что — боролись! А вот метаморфоза с нашими хоккеистами (победы над Швецией, США и Канадой и полный провал в решающих играх с Финляндией и Чехией) — из другого ряда. Непохожи были эти небритые легионеры-миллионеры на бойцов, готовых лечь костьми во славу Отечества.

Любая Олимпиада интересна не только спортивными состязаниями. Хочется почувствовать атмосферу олимпийской столицы, заглянуть на «кухню», где готовятся к стартам, вспомнить героев прошлых Олимпиад — причем не только наших соотечественников. К сожалению, телевидение не удовлетворило это любопытство (сюжеты из «Русского дома» с поеданием халявной икры не в счет). Зато прямые репортажи со спортивных арен шли параллельно и по Первому каналу, и по каналу «Спорт». Объяснить такую нелогичность можно только борьбой за рейтинги, когда интересы зрителей отходят на второй план, — главное, конкурента «ущучить».

Олимпиада в Турине стала нам ближе еще и потому, что в ней выступали наши земляки — саночник Кирилл Сериков и лыжник Павел Коростелев. Пусть и не снискали они большого успеха, но все равно есть чем гордиться. Забытый ныне олимпийский лозунг «Главное, не победа, а участие» все-таки справедлив. Потому что Олимпиада – это особый вид соревнований, это зрелище, которое можно долго нести в себе. Спасибо за это Пьеру де Кубертену. И итальянцам спасибо. Турин на две недели стал столицей мира. Ему это было к лицу.

Юрий СТЕПАНОВ

Газета "Вперед" №22  (04.03.2006)

Поиск по сайту