СНЕЖНЫЙ ПУТЬ

Снежный путьГонка на призы нашей газеты появилась не на пустом месте — ко времени ее рождения в городе уже сложилась сильная лыжная школа, а трое участников первых «газетных» забегов тех лет не раз поднимались на пьедестал первенства РСФСР. Нам удалось отыскать одного из участников этой блестящей троицы, Виктора Спиридонова.

В сороковых-пятидесятых он вместе с Валентином Кузнецовым и Иваном Кузьминым задавал тон в лыжном спорте. Однако до наших дней добежать удалось лишь ему. Сегодня Виктор Георгиевич живет в доме на окраине Сергиева Посада. Зданию пошел восьмой десяток — его поставил отец семейства Спиридоновых в конце тридцатых годов. Восемьдесят вот-вот исполнится и самому Виктору Спиридонову.

Воображение рисует накатанную трассу, уходящую вдаль от чемпионского дома, но на раннем утреннем снегу ни отметины. Уже позже в беседе Виктор Георгиевич признается — все свои лыжи (в том числе и сделанные в Эстонии по заказу Василия Сталина) он раздарил родным и ученикам.

Говорит, теперь ему ближе рыбалка и походы за грибами. За один поход может преодолеть немаленькое расстояние — как во время соревнований. "Вся моя молодость прошла на ногах", — собственные слова Спиридонова отлично характеризуют его образ жизни. Так что к многокилометровым прогулкам ему не привыкать.

Увлекался он не только лыжами, но и легкой атлетикой — выступал на первенстве Союза и как член сборной получал немаленькую стипендию. Но что же привлекало спортсмена с такими регалиями в новой, еще не оперившейся гонке на призы местной газеты?

"Ну как же, — удивляется Спиридонов, — в родном городе за нас так болели!" Одна из поклонниц по имени Галина сохранила симпатии к чемпиону до наших дней. "Мы с ней семь лет дружили, прежде чем пожениться", — доверительным голосом сообщает Виктор Георгиевич.

Потом была ленинградская высшая школа тренеров и возвращение в Загорск, двадцать лет работы на "Темпе" на Скобянке. Как говорит Спиридонов, он воспитывал мастеров спорта, да и не только их.

"Вот, — Виктор Георгиевич указывает на телевизор, который стоит в углу кухни, — иногда Валеру моего показывают, воспитанника". Валера — это, по словам Виктора Спиридонова, массажист лыжной сборной России. Как только массажист Валера промелькнет в кадре, так тренер сразу же зовет жену. Смотрят вместе.

А свою собственную первую пару лыж тренер Спиридонов уже и не вспомнит. Но зато надолго остались в памяти лыжи, которые для членов сборной сделали в Таллине. Легенда гласит: их изготовили по специальному заказу сына Сталина. Считалось, что во всем Союзе более-менее приличные лыжи делали в Прибалтике. И вот тогдашний чемпион СССР Протасов попросил сына "отца народов" помочь с хорошей парой лыж. Подарок Сталина-младшего был сам по себе прекрасен, но Протасову они по какой-то причине не подошли.

Их передали другому талантливому советскому лыжнику Головину — одноклубнику нашего героя. Виктор как только увидел их, так чуть ли не голову потерял. Преследовал Головина по пятам: продай да продай! Обладатель драгоценности в итоге не выдержал такого прессинга, и лыжи перебрались в Загорск.

Следующую пару, выпущенную под маркой "Ярвинен", привезли уже из Финляндии. Их изготавливали словно хороший костюм — по личным меркам каждого бегуна. На именной колодке были слова — "Спиридонов, 58-60 кг".

Но побегать на родине знаменитых "Ярвинен" Спиридонову не удалось. По его же собственному признанию, "из-за подпорченной анкеты". Дед лыжника по отцовской линии в Первую мировую оказался в немецком плену, о чем перед ответственными зарубежными соревнованиями загорскому бегуну напоминали прямым текстом.

Любовь к лыжам и движение спасают Виктора Георгиевича и сейчас. "Пора бы снег почистить", — говорит он, оглядывая с крыльца двор. Его волосы уже не такие пышные, как на модной когда-то настенной тарелке с напечатанным портретом — тарелку с гордостью приносит из другой комнаты Галина Антоновна. Но одно в его жизни осталось прежним — снег, точно такой же, каким он был в далекие пятидесятые.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото автора

Газета "Вперёд"

Поиск по сайту