СКАЗОЧНИК ИЗ НАШЕГО ГОРОДА

Сто лет назад родился кинорежиссер Александр Роу

Фильмы Александра Роу знают и любят уже несколько поколений зрителей. Их смотрели наши мамы, папы, дедушки и бабушки. Их смотрят наши дети, которых, казалось, уже ничем не удивишь. Одно перечисление говорит о многом: “По щучьему веленью”, “Василиса Прекрасная”, “Новые похождения Кота в сапогах”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Королевство кривых зеркал”, “Морозко”... Роу был главным киносказочником большой советской страны. Однако мало кто знает, что Александр Артурович родился и провел детство в Сергиевом Посаде.

Фамилия Роу звучит для наших мест необычно. Отцом будущего киноклассика был Артур Роу, ирландец, который в начале ХХ века приехал в Россию в качестве специалиста по мукомольной промышленности. Здесь он женился, у него родился сын. Однако во время Первой мировой войны Артур Роу вернулся на родину, оставив семью.

По воспоминаниям самого Александра Роу, это время было тяжелым для него и его матери. Она много болела, и совсем еще юному Саше пришлось взвалить на свои плечи заботы о хлебе насущном. Он торговал спичками, резными игрушками и матрешками, которыми тогда был славен наш город.

По совету матери после семилетки Саша поступил в промышленно-экономический техникум. Однако карьера бухгалтера его не прельщала, и вскоре он стал студентом киношколы. Участвовал в драмкружках и агиттеатрах, в 1931 — 1934-м учился в Драматическом техникуме им. М. Ермоловой. После чего пришел работать на киностудию “Межрабпомфильм” в качестве ассистента знаменитого режиссера Якова Протазанова.

Работа с Протазановым стала хорошей школой, и в 1938 году Роу подал заявку на съемку своего первого фильма “По щучьему веленью”. К заявке поначалу отнеслись несколько настороженно — подобных фильмов в то время у нас никто не снимал, к тому же в середине 30-х в стране на полном серьезе велись споры о том, педагогична ли сказка вообще, не помешает ли она воспитанию нового коммунистического поколения. В сценарии искали “двойное дно”: говорящая щука, самодвижущаяся печка, бегающие ведра и прочие чудеса вызывали у чиновников подозрения. Но в конце концов на съемки дали “добро”.

Роу подошел к работе новаторски: до “Щучьего веленья” разные чудеса и волшебства на экране были монополией мультипликации. “Волшебных” художественных фильмов с живыми актерами не существовало вовсе. Тем громче был успех новой картины. Она была доброй, забавной и нравилась почти всем. Критики тем не менее указывали на то, что прямое переложение фольклора в экранную форму “легковесно”. Следующую картину, “Василиса Прекрасная”, можно назвать скорее лирической драмой. К слову сказать, фигурировавшего в фильме Змея Горыныча делали в нашем городе. Внутри фигуры 5 метров высотой и 11 длиной размещалось 20 человек. При съемках даже возникли неожиданные трудности: лошадь Ивана боялась приближаться к огромному и страшному рукотворному чудовищу.

Во время войны режиссер снял фильм “Кащей Бессмертный”, в котором без труда угадывались патриотические мотивы. Из него можно было понять, что добро всегда побеждает зло. Картина получила международное признание.

Несколько лет после войны фильмов у нас снимали мало (критики именуют этот период “периодом малокартинья”). Но в начале 50-х Роу все-таки создал замечательную экранизацию Гоголя — “Майская ночь”. А через 10 лет продолжил эту серию “Вечерами на хуторе близ Диканьки”. Но и между ними он, оставаясь верным жанру сказки, создал фильмы “Новые похождения Кота в сапогах”, “Марья-искусница” и “Хрустальный башмачок”. А через некоторое время последовали “Королевство кривых зеркал” и знаменитый фильм “Морозко”, получивший Гран-при Международного фестиваля в Венеции.

Со многими актерами и участниками съемочной группы Роу проработал десятки лет. У него снимались Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Сергей Столяров, Петр Алейников, Михаил Пуговкин, Тамара Носова, Наталья Седых, Лидия Сухаревская... А лучшей Бабой-Ягой “всех времен и народов” навсегда остался Георгий Милляр.

Добрый сказочник Александр Артурович Роу умер в 1973 году в Москве. Через 20 лет был создан Фонд детского кино его имени. Жанр сказки, которому Александр Роу, наш земляк, посвятил всю свою жизнь, сегодня видоизменился: новое поколение предпочитает разнообразное фэнтэзи. Но фильмы Роу навсегда останутся частью нашего национального достояния.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед" №26  (16.03.2006)

Поиск по сайту