Плохой рисовальщик, плохой бизнесмен… гениальный музыкант

В минувшие выходные Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России снова выступили в Сергиевом Посаде. За последние пять лет это уже третье появление знаменитого скрипача и дирижера в нашем городе: на сцену Дворца культуры им. Гагарина он поднимался в 2006 и 2009 годах.

Впрочем, на этот раз маэстро не только дирижировал, но и... рисовал. Например, скрипку на обложке компакт-диска, о чем его попросила маленькая девочка, с сестрой и мамой после концерта пробравшаяся в гримерку.

Открылся концерт полонезом из оперы “Евгений Онегин”, а завершился мазуркой из “Лебединого озера”. К этому моменту цветы перестали помещаться на дирижерском пульте.

Как можно было предположить заранее, с самой первой ноты зал был сражен — окончательно и бесповоротно. концерт во Дворце культуры можно считать своего рода репетицией к предстоящему международному музыкальному конкурсу имени Чайковского.

В преддверии конкурса, который пройдет в Москве и Санкт-Петербурге летом этого года, Спиваков и протеже его благотворительного фонда открыли небольшой гастрольный тур по городам Подмосковья. Оказался в этом списке и Сергиев Посад.

Заключительный, третий тур конкурса предполагает выступление с оркестром, и, как считает Владимир Спиваков, подобные концерты позволят подверженным стрессу музыкантам лучше подготовиться к решающему испытанию.

Солистов было двое. Пианист Филипп Копачевский — студент Московской консерватории, несмотря на возраст успевший выступить чуть ли не в каждой стране Европы, а также в Соединенных Штатах, и скрипач Павел Милюков, играющий на скрипке, созданной знаменитым итальянским мастером Николо Амати. Инструмент числится в собрании Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов при Министерстве культуры Российской федерации.

На этом участие Владимира Спивакова в конкурсе с более чем полувековой историей пока что ограничится — он дважды был председателем жюри, но на этот раз от предложения возглавить комиссию отказался. В качестве главной причины называет разочарование в коллегах.

“Хочется очень честного судейства, эта проблема “подводных течений” существует везде”, — сказал Владимир Теодорович уже после концерта. Также он ответил на несколько вопросов газеты “Вперёд”.

— Какие немузыкальные вещи и явления влияют на вас как на музыканта?

— Литература, живопись, театр, встречи... Нашими учителями становятся не только те, у кого мы непосредственно учились, бывают такие люди, которые тебя увлекут идеями. Много чего бывает.

— Чему вы учитесь у своих учеников?

— Стараюсь не отставать по быстроте реакции. Молодые — они реактивный народ, я тоже стараюсь как-то бежать.

— Складывается впечатление, что если классическая музыка лишится поддержки спонсоров и государства, то она исчезнет как зрелищное явление. Слушатели не всегда настолько богаты, чтобы поддерживать любимых музыкантов.

— Конечно, именно государство должно ее поддерживать. Можно считать, что мне повезло, но повезло правильно. Я этим пользуюсь, как видите, играю по России очень много. Потому что музыка — это не только всеобщая вещь, но и утешение, и способ познания себя, и частично — истины. Приведу слова Бердяева, который говорил, что христианство — это не только вера в Бога, но вера в божественное в человеке.

***

“Вы не бизнесмен, Владимир Теодорович”, — сказал однажды Спивакову тогдашний президент России Владимир Путин. “Я — плохой рисовальщик”, — говорит он сам о себе уже в Сергиевом Посаде, выводя на бумаге очертания близкой его сердцу скрипки (у него самого в пожизненном пользовании инструмент Страдивари). Но так ли важно, как человек рисует скрипку, если этот человек — гениальный музыкант Спиваков?

Владимир КРЮЧЕВ, Газета "Вперед"

Поиск по сайту