Открытый миру и верный себе

Что тут скрывать? "Я ничего не понимаю!", "в детском саду лучше рисуют" — эти и прочие "откровения" можно было услышать на выставке работ Александра Орлова, открывшейся на днях в главном корпусе музея-заповедника.

Но Орлову, одному из самых талантливых и наиболее неконъюнктурных местных мастеров второй половины XX века, было не привыкать к подобным словам и при жизни. Его вообще, как свидетельствуют друзья, не сильно задевала критика — он был открыт миру, новым веяниям и при этом продолжал оставаться собой насколько это было возможно в свою эпоху.

Пейзаж, абстракция, натюрморт, какими их не ожидают увидеть, — это Орлов. Он был смелым и в деталях: при всей строгости, выверенном колорите мог использовать в том числе перламутровые или пастельные оттенки, не боясь показаться чувствительным, не скатываясь в заурядность и пошлость.

Вот одна история, которая выделяет Александра Орлова из окружения. Ему очень не нравилось участвовать в ежегодных выставках-продажах, организуемых "сверху". Но обстоятельства того требовали — всё-таки Орлов был членом Союза художников, и прямой отказ мог бы навлечь много неприятностей.
И однажды он с легкостью приписал к ценнику два ноля. Так-то точно никто не купит! Казалось, и волки сыты, и овцы целы. Но неизвестно, кто больше удивился на следующий день — сам автор или злопыхатели — когда выяснилось, что картину приобрёл коллекционер из Франции.

Неизвестно — правда это или нет — в комнате аскета Орлова почти не было мебели, а был огромный старинный рояль. Самые известные живописцы города, чьи имена сегодня и по сей день произносятся с трепетом, в своё время могли с лёгкостью бросить про коллегу — это, мол, не художник, и не поморщившись брались за очередной партийный, хорошо оплачиваемый заказ.

Осуждать их за последнее трудно — не всякий устоит перед теми же самыми обстоятельствами. Семью, опять же, кормить надо, и вообще. Времена прошли, но и сегодня соблазнов, возможностей пойти на компромисс более чем достаточно.

"Чистых" художников, которым не важны деньги сами по себе мало, но такие есть", — уже за кулисами тянуло на откровенность гостей выставки. Следом назывался ряд имен наших земляков-современников. Причина откровений, конечно, не в вине, которым угощали, — просто атмосфера в зале располагала к искренности во всех проявлениях.

Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"

Поиск по сайту