От героина до “курительных смесей”. С кем и как борется ФСКН

В понедельник, 11 марта, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) исполнилось 10 лет. В истории нашей страны это первая государственная структура, целенаправленно занимающаяся борьбой с наркотиками. Оперативная работа ведомства по понятным причинам не сильно афишируется в прессе. Тем не менее в преддверии юбилея нам удалось взять интервью у заместителя начальника 3-го отдела 2-й службы Управления ФСКН по Московской области Оксаны ЕРОХАНОВОЙ.

— Оксана Владимировна, бытует мнение, что число наркоманов в последние годы неуклонно растёт. У вас есть собственные данные о количестве наркозависимых в нашем районе?

— Официально на учёте у нас состоят 460 человек. В наркодиспансере — 403 человека с диагнозом “наркомания”. В реальности, конечно, их намного больше, и никто точно не скажет, насколько, методики расчётов разные. В наше поле зрения чаще всего попадают либо наркоманы, так или иначе причастные к уголовным преступлениям, либо добровольно обратившиеся за помощью к медикам.

— Какие наркотики наиболее распространены в нашем районе?

— Основным наркотическим средством является героин: об этом свидетельствует статистика изъятий. В последнее время стало много амфетамина. Это дискотечный молодёжный наркотик — психотропное вещество, стимулятор. В России сегодня это настоящий бич: в основном его уже не везут из-за границы, а изготавливают на месте. В Московской области усилиями ФСКН и полиции регулярно закрываются нарколаборатории. Изымаются и другие виды зелья: марихуана, гашиш.

— В последнее время говорят, что большое количество наркотиков привозят к нам мигранты. Это так?

— Отчасти. Надо понимать, что героин в России не производится, его в любом случае доставляют из Афганистана и Таджикистана. Среди курьеров, конечно, есть и граждане сопредельных стран.

— Что такое называемые “курительные смеси”? Насколько они опасны?

— Курительные смеси это растительное сырье ненаркотического происхождения, обработанное особым синтетическим составом. Формально многие из них не являются наркотиком: химические формулы этих веществ меняются очень быстро, а процедура внесения изменений в законодательство может занимать длительное время. Это позволяет наркодилерам приобщать молодёжь к их употреблению и извлекать огромные прибыли. При этом они были и остаются наркотиком: вызывают зависимость, наносят существенный вред организму. Вы бы видели, какими молодые люди бывают после употребления “курительных смесей” — у них закатываются глаза, текут слюни, они совершенно неадекватно себя ведут...

В Сергиевом Посаде были палатки, где пытались торговать “курительными смесями”. Мы выявляли их на Воробьёвке, Угличе, Северном, Рабочем посёлках. Сейчас, после принятых мер, это прекращено.

Обращаю внимание, что сбыт “курительных смесей” может быть законспирированным и осуществляться под видом продажи солей для ванн, минеральных удобрений и других бытовых веществ. Если у кого-то есть подозрения — сообщайте нам. Они действительно представляют опасность.

— В прошлом году в России запретили свободно продавать в аптеках препараты, содержащие кодеин. Из него, как известно, наркоманы готовят дезоморфин — тяжелый наркотик, обычно называемый “крокодилом”. Как это сказалось на ситуации?

— К счастью, в нашем районе дезоморфин не получил широкого распространения: последствия его употребления очень страшные, люди практически гниют заживо. Его нередко используют героиновые наркоманы, когда не могут достать свою “обычную” дозу. До прошлого года мы накрывали притоны, где кустарным способом варили дезоморфин: на Скобянке, Угличе, Северном. Сейчас информации о том, что где-то употребляют дезоморфин, у нас нет. Оборот кодеиносодержащих лекарств поставлен под контроль, и это хорошо. Все аптеки проверяются, они постоянно представляют нам справки — сколько получено препаратов, сколько реализовано по рецептам. К аптекам у нас вопросов нет.

— Каков средний возраст и социальный статус наркоманов? Есть ли изменения в последние годы?

— Наркомания молодеет. Молодёжь начинает употреблять наркотики уже с 14-15 лет. У нас есть факты, когда против несовершеннолетних возбуждаются уголовные дела за хранение и сбыт. Ещё лет пять назад средний возраст начала приёма наркотических средств составлял 18-19 лет (институт, техникум), сейчас это уже 10-11 класс школы. Это действительно тревожная тенденция. Социальный статус может быть самым разным, есть подростки и из хороших, и из неблагополучных семей.

— Адекватно ли разделение наркотиков на “тяжёлые” и “лёгкие” или они все одинаково опасны?

— Для меня все они одинаковы. Из опыта работы могу сказать, что почти все наркоманы начинают с курения марихуаны. А с неё переходят сразу на героин. Это не редкость.

— Как вы относитесь к инициативе о массовом тестировании школьников на употребление наркотиков?

— Это не так просто, как кажется. Безусловно, в массовом тестировании есть смысл. Вопрос в том, как следует его проводить. На мой взгляд, единомоментная сдача анализов в школе особой пользы не принесёт, тем более что по существующим положениям любой из подростков может отказаться под каким угодно предлогом.

Думаю, эффективней было бы обязать родителей, например, при переходе из 9 в 10 и из 10 в 11 классы индивидуально водить детей в наркодиспансер и сдавать анализы там. А потом приносить в школу справки — “прошёл”, “не прошёл” тест. Это, во-первых, даст родителям объективную информацию из первых рук (это очень важно), а во-вторых, позволит не ставить в глазах общества на ребёнке пожизненный крест “наркоман”. В начальной стадии нередко достаточно воспитательных мер.

— Как вы относитесь к работе группы “Анонимных наркоманов” в Сергиевом Посаде?

— Я ни разу не видела человека, который сказал бы мне — я теперь не колюсь, потому что хожу на собрания “Анонимных наркоманов”. Прогрессивной работы с их стороны я не вижу. Отрицательной, впрочем, тоже.

— Можно ли вообще вылечить наркомана?

— Я считаю, можно. С выражением “бывших наркоманов не бывает” я не согласна. Бывает.

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее успешных ваших операциях.

— Самая крупная операция последних лет была проведена в нашем районе в 2011 году. Мы раскрыли целую сеть по реализации героина. Руководил ею житель Таджикистана — удалённо, по телефону, находясь у себя на родине. Наркотик доставлялся сюда курьерами. Наркоманы через платёжные терминалы переводили ему деньги, после чего им сообщалось, в каком месте лежит “закладка” с зельем (её доставляли туда помощники, в основном русские). Это была очень хорошо организованная группа.

Мы отследили её работу “от и до”, после чего нам удалось выманить организатора в Россию. Его арестовали прямо в аэропорту. Сейчас он осуждён.

Расскажу и о совсем недавнем случае. Мы выявили группу лиц, осуществлявших сбыт амфетамина. Руководил ею заместитель директора большого сетевого магазина, он придумал и организовал здесь целую сеть распространения, в которой участвовали, например, подчинённые ему грузчики. Мы по цепочке задержали всех. Кстати, сам замдиректора постоянно “сидел” на амфетамине. Все остальные подробности — после суда.

— Дайте простые советы родителям — как можно определить, что подросток начал употреблять наркотики?

— Единого рецепта нет. Меняется поведение. Меняется речь. Меняется даже походка. Обращайте внимание, с кем он дружит, с кем гуляет. Если вы думаете, что он пьяный, но от него совсем не пахнет алкоголем — задайте себе вопрос, не стоит ли обратить более пристальное внимание на своего ребёнка. Тесты на употребление наркотиков продаются почти в любой аптеке, они достаточно надёжны.

Беседовал Александр ГИРЛИН, газета "Вперед"

 

Справка

- Только за период с 2010 по 2012 гг. УФСКН изъяло в нашем районе почти 10 килограммов наркотиков. Из них героина — 4093 грамма, марихуаны — 3860 граммов, амфетамина 1024 грамма, гашиша 226 граммов.

- Наркопреступность оказывает существенное влияние на криминогенную обстановку в районе. Рост числа наркоманов порождает увеличение количества ими краж, грабежей и разбоев. Основная часть наркотиков распространяется и потребляется в городах — Сергиевом Посаде, Хотькове, Краснозаводске, Пересвете.

- О всех случаях нарушения антинаркотического законодательства вы можете сообщать в УФСКН по телефону 540-56-02. Ваш звонок может спасти чью-то жизнь.

Поиск по сайту