"Нам туристы не нужны"

Жители деревни, по-видимому, тоже

"Здравствуйте! Это вы из газеты? Очень хорошо! На вас, можно сказать, последняя надежда!" — с такими словами нас встретили жители деревни Шапилово, что неподалёку от Хотькова. Группа в два десятка человек бурлила эмоциями – как говорится, накипело.

Поводом для собрания стал конфликт обитателей деревни с предпринимателем, несколько лет назад устроившим неподалёку частное охотхозяйство. Жители, по их словам, терпят от такого соседства постоянные неудобства и едва ли не мучения, но многочисленные обращения в инстанции эффекта не дают: в лучшем случае приходят ответы о том, что нарушений не найдено.

Мы попытались вникнуть в проблему и разобраться, есть ли для недовольства объективные причины.

"Мы всё-таки люди"

"Он называет нас "быдлом". Ни с кем в деревне не встречается, никому ничего не объясняет. Лес огородил, и с каждым годом его участок всё больше и больше. Я его спрашиваю: "И где же нам теперь грибы собирать?" Он отвечает: "Вы собирали — теперь мы будем собирать". Мы даже не знаем точно, что у него там за забором, что за секретный объект такой, нам ведь туда хода нет!" — наша беседа с шапиловцами началась с таких эмоциональных заявлений. Претензий жители деревни высказывают много, борьба с переменным успехом длится несколько лет.

Предприниматель Сергей Егоров появился у Шапилова несколько лет назад. Выкупил участок земли в лесу, огородил его, организовал частное охотхозяйство, начал разводить животных. Вскоре после этого у жителей начались проблемы.

"Мы, нижеподписавшиеся жители деревни Шапилово, вынуждены вновь обратиться к вам за помощью. Дело в том, что расположившееся вблизи деревни Шапилово охотхозяйство Егорова С. вновь сжигает утром и вечером, ближе к ночи, отходы (навоз с опилками) от содержащихся там животных. Запах стоит такой, что невозможно дышать! Не помогают ни закрытые окна, ни сетки, ни марли; едкий, вонючий дым проникает везде. По ночам невозможно спать! Многие жители по возрасту страдают сердечнососудистыми заболеваниями, бронхитами, аллергией, и бессонные, удушливые ночи только способствуют ухудшению их здоровья. Работающие жители и учащаяся молодёжь также имеют претензии к деятельности Егорова С., так как хроническое недосыпание отрицательно сказывается на здоровье и трудовой деятельности людей. (...) Днём, конечно, значительно легче, но мы всё-таки люди, а не совы и имеем право спать ночью, а работать днём..."

Это цитата из письма, направленного за подписью 29 жителей Шапилова в территориальный отдел управления Роспотребнадзора и хотьковский отдел милиции в 2008 году.

Есть и ответ из Роспотребнадзора: "На момент обследования следов сжигания помёта, навоза и бытового мусора не обнаружено. Вольеры, конюшни и сараи для содержания животных организованы. Ваше заявление снимается с контроля".

Аналогичный ответ был получен из территориального управления Госадмтехнадзора: факты не выявлены.
У жителей есть этому своё объяснение. "Конечно, — говорят они, — проверки же днём были, а днём все в порядке, там ничего не жгли. Ночью кто из начальства к нам сюда поедет?!"

Сейчас на удушливый дым уже никто не жалуется, но в беседе жители деревни постоянно вспоминают о нём с содроганием.

При этом разного рода неприятные запахи периодически донимают их и сегодня. В основном когда они ходят за грибами и орехами в пока ещё общедоступную часть леса. По словам жителей, кто-то периодически оставляет там гнить части туш и внутренности животных, испорченные шкуры. "Вонь стоит такая, что подойти ближе, чем на несколько десятков метров, невозможно", — говорят шапиловцы, упоминая и  эпидемиологическую опасность таких находок. Последний случай произошел совсем недавно: в лесу, возле ограды охотхозяйства обнаружились полусгнившие останки коровьей туши. Откуда взялось животное и отчего погибло, сказать невозможно, но жители деревни уверены: "Это точно не наша. Здесь в радиусе 10—15 километров ни в одной деревне вы коровы не найдете, а в охотхозяйстве они есть".

В том, что туша действительно была, мы убедились сами, прогулявшись по лесу в сопровождении шапиловцев. К этому моменту её уже закопали, но место вполне можно было найти и просто по запаху. А за день до нашего визита её сфотографировали.

Есть у жителей претензии и другого рода. От охоты вблизи деревни вечерами часто бывает весьма шумно: крики, выстрелы.

Мешают им и животные, которые иногда сбегают с фермы. Мало того что страшно (по словам шапиловцев, были случаи побега кабанов, коров, быка и даже медведя), так звери ещё портят огороды и уничтожают урожай. Все этим недовольны. Главное же — никто из них не знает, до каких пределов будет расширяться охотхозяйство и насколько это законно.

Претензии надуманы?

Мы попытались узнать мнение о претензиях жителей у предпринимателя Сергея Егорова, встретившись с ним в здании районной администрации. К сожалению, Сергей Анатольевич категорически отказался давать какие-либо комментарии под  диктофон. Из разговора мы лишь уяснили, что жалобы шапиловцев он полагает полностью надуманными и не имеющими под собой каких-либо оснований.
Сергей Анатольевич пригласил нас посетить свои владения, но в день, когда мы были в Шапилове, указанный им номер телефона был недоступен.

Об охотхозяйстве, однако, мы можем судить по его описанию нашими коллегами из газеты "Хотьковский прорыв". Статья "Люди дела" вышла в №1 за 2012 год. Из текста можно узнать, что частное предприятие было основано семь лет назад. Ещё газета пишет:  "Место, и правда, хорошее: вроде и шоссе близко, подъезжать удобно (опять же и город рядом), и, в то же время, здесь тупик и нет лишних посетителей. "Нам туристы не нужны", — говорит Егоров".

Животных на ферме много. "В хозяйстве у Сергея Анатольевича обитают, помимо привычных для сельского жителя животных (лошадь, жеребёнок, коровы, козы, кролики и куры), ещё и совершенно экзотические для нашего города дикие зверушки: кабаны, маралы, косули, пятнистые олени (есть даже один редкий экземпляр — белый олень), три вида лис (белая, чёрно-бурая и красавица-рыжая), норки, еноты, индейки, чёрные лебеди, журавли и фазаны. Есть даже медведь, — говорится в статье. — Корма для животных выписываются тоннами".

На территории фермы есть "несколько просторных загонов для животных, птичники, вольеры, дом для работников и хозяйственные постройки".

Трудности, конечно, тоже имеются. "Одна проблема — расширяться егоровскому охотхозяйству ну никак не дают. На все его попытки выкупить или взять в аренду близлежащие территории сергиевопосадские власти отвечают категорическим отказом: дескать, не нужно одному человеку столько земли. Предприниматель не сдаётся и уже строит планы по освоению будущих владений", — говорится в статье "Хотьковского прорыва". И всё это подтверждает слова  и опасения жителей.

По словам коренных шапиловцев, территория охотхозяйства постоянно увеличивается, а забор передвигается, огораживая всё больше и больше леса и перекрывая в него доступ. Насколько это легально, никто в деревне не знает, а ответа добиться не получается. За помощью обратились к нам.
В районной администрации нам предоставили схему с разъяснениями. Из неё следует, что в настоящий момент общая площадь охотхозяйства составляет 8,5 гектара. Еще 4,6 гектара — "испрашиваемый земельный участок из земель госсобственности", на который права собственности пока не оформлены. И 0,8 га под объектом недвижимости с указанием "вопрос до конца не решён". Это — близлежащая заброшенная ферма, по поводу которой шапиловцы год назад даже писали главе района, опасаясь, что там будет свиноферма и они задохнутся.

Насколько реально стоящий забор соответствует документам, самостоятельно мы судить не можем. Проверкой должны заниматься специалисты — по заданию, например, хотьковской администрации, если об этом попросят жители деревни.

На вопрос, заданный нами в начале статьи, — есть ли у шапиловцев объективные причины для недовольства? — ответ нам видится таким. Трудно представить, чтобы несколько десятков человек год за годом писали пустые, не имеющие под собой никаких оснований жалобы на прекрасно работающее передовое хозяйство. Конфликт интересов частного предпринимателя и простых деревенских жителей налицо. В настоящий момент шапиловцы готовят письмо губернатору Сергею Шойгу (копия имеется в редакции). Но так или иначе, сторонам лучше всего договориться, принимая во внимание интересы друг друга.

Александр ГИРЛИН, газета "Вперед"

Илья БАРБАКАДЗЕ, заместитель главы Сергиево-Посадского района:

— Конфликтная ситуация, возникшая между частным предпринимателем и жителями деревни Шапилово, носит больше личностный характер. Жители недовольны "соседством" с частным охотхозяйством и ставят под вопрос законность расширения территории данного предприятия. Однако, исходя из сведений публичной кадастровой карты, земельные участки общей площадью около 8,5 га находятся в собственности ООО "Павловская слобода". Все эти участки были приобретены у компаний "СеверИнвест" и "ВостокИнвест". По информации из общедоступного реестра следует, что все участки, на которых располагается охотхозяйство, имеют статус земель сельхозназначения. Поэтому собственник вправе сделать ограждение. Другое дело, если бы это были земли лесфонда: к ним любые собственники не вправе препятствовать доступу граждан.

В собственности данного предприятия также здание бывшей фермы в деревне Шапилово. Сейчас проходит процесс формирования земельного участка под этим объектом недвижимости. По всей видимости, покупка фермы и вызывает наибольшие опасения у жителей деревни. Дело в том, что в непосредственной близости от бывшей фермы построены жилые дома, собственники которых по понятным причинам не желают восстановления свиноводческого комплекса. Но не стоит забывать, что для данного вида деятельности предусмотрены санитарные зоны. Если расстояние до жилых домов не будет соответствовать СанПиНам, заниматься животноводством на этом участке предпринимателю вряд ли удастся. Если со стороны жителей есть подозрения на предмет законности прохождения границ частного охотхозяйства, им следует обратиться в администрацию городского поселения Хотьково в службу муниципального земельного контроля.

Что же касается жалоб на деятельность охотничьего фермерского хозяйства, также необходимы факты, подтверждающие нарушения со стороны предпринимателя: эмоции не могут стать основанием для применения санкций. Контроль над деятельностью подобных предприятий осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Администрация района не имеет правовых оснований для регулирования деятельности частного предприятия.

Всё же я считаю, что причиной конфликта явилась моральная сторона вопроса, а не правовая. Затронуты интересы жителей, при этом вполне ясны условия деятельности частного предприятия. Обеим сторонам целесообразнее наладить диалог, найти компромисс. Ведь сосуществование на одной территории неизбежно. Думаю, что единственный способ разрешения конфликта — проявить толерантность и уважение друг к другу.

Поиск по сайту