Моя полиция

Дня милиции, десятилетиями отмечавшегося в нашей стране, теперь уж нет. Точнее, в связи с последними реформами его переименовали в День сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Его суть, а также значимость от этого ничуть не поменялись: более миллиона человек по всей стране продолжают считать его своим профессиональным праздником.

Работа в полиции сложна и бывает очень разной. В этом номере нашей газеты мы предлагаем вашему вниманию два материала о сотрудниках Сергиево-Посадского УМВД. Один из них посвящен Ивану Матвееву, полицейскому-водителю, однажды совершившему настоящий подвиг: увидев, что загорелась квартира в одном из домов Сергиева Посада, он еще до приезда пожарных бросился в огонь и спас нескольких человек.

Вторая статья рассказывает о кинологической службе, ее руководителе Рамизе Заманове, работе его подчиненных и "четвероногих полицейских" — спаниелей, овчарок, лабрадоров, ротвейлеров.

Иван, полицейский-водитель

Сержанту Ивану Матвееву 25 лет, женат, дочке полтора года. Он работает полицейским-водителем в спецприемнике Сергиево-Посадского управления министерства внутренних дел. Нареканий по службе нет.
В этом году Иван отличился на службе не только
по полицейской, но и по пожарной части.
Однажды, вернувшись с работы домой, он заметил из окна кухни, что в доме напротив начался пожар. Вызвал пожарных и еще до их приезда бросился спасать людей.

"Пожар случился на втором этаже пятиэтажки, — рассказывает он. — Было около одиннадцати вечера, в подъезде все в дыму, темно, почти ничего не видно, слышатся панические крики... Выглядело все это страшно: сильное пламя, жар, дышать нечем, по стенам и потолку течет расплавленная краска... Первым делом я вынес на свежий воздух женщину, которая лежала на пороге квартиры без сознания. Затем из соседних квартир выводил перепуганных бабушек. Потом приехали пожарные, и я стал им помогать: вместе мы нашли в одной из квартир ребят, которые наглотались дыма и тоже потеряли сознание. Мы просто взваливали их на плечи и как можно быстрее тащили на улицу..."

Пожар успешно потушили, в огне благодаря своевременным действиям Ивана никто не погиб. Он сам получил ожоги рук и отравление угарным газом. Пришлось на несколько дней брать больничный.
Из ярких событий на ниве охраны порядка Ивану также запомнилось задержание вооруженного преступника. В то время он служил в отдельном батальоне патрульно-постовой службы. 9 мая на пульт дежурного поступил не совсем обычный вызов: продавщица одного из магазинов Сергиева Посада слишком активно отмечала праздник, выпила лишнего, уснула, в результате чего недобросовестные граждане совершенно бесплатно успели вынести из торговой точки изрядную часть товара. Пока ждали хозяйку магазина, чтобы получить от нее объяснения, к полицейскому автомобилю подошли прохожие и сообщили, что неподалеку на тротуаре лежит окровавленный человек. Пошли смотреть. Он оказался жив, но без сознания. Вызвали "скорую". К этому моменту выяснилось, что несколькими минутами ранее в этом месте слышали стрельбу, а потом свидетели указали на стрелявшего. "Он как ни в чем не бывало шел по тротуару немного подальше, — рассказывает Иван. — Мы с напарником догнали его, тихонечко подошли сзади и взяли за руки. При обыске у него нашли травматический пистолет. Тем временем парень в окровавленной майке пришел в себя и опознал нападавшего..." Дальнейшую судьбу преступника решали следствие и суд.

По словам Ивана, в основном его работа состоит в вождении полицейского автомобиля и наблюдении за порядком на территории спецприемника, в камерах которого содержатся те, кому за совершение административных нарушений суд назначил наказание в виде содержания под стражей, например, на срок в пятнадцать суток.

"Чаще всего задержанные попадают к нам по линии ГИБДД. Это те, кто задержан за вождение без прав или в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, — говорит Иван. — Бывает, кого-то привозят участковые — за мелкое хулиганство или незначительную кражу из магазина на сумму менее тысячи рублей. Обычно судья присуждает им либо штраф, либо, если средств на его оплату нет, наказание в виде содержания под стражей".

Возрастной, а также социальный контингент задержанных, по словам Ивана, самый разный: "Помню, как-то привезли дедушку, ему было уже за семьдесят. За вождение автомобиля в нетрезвом виде судья дал ему пять суток".

Говорить об уюте в камерах, наверное, не приходится: как бы там ни было, это место для наказания, а не отдыха. Сейчас в спецприемнике Сергиево-Посадского УМВД, построенном всего несколько лет назад, снова идет косметический ремонт. Жалобы на бытовые неудобства в связи с этим маловероятны.

И служба, и дружба

Массовые праздники и расследование преступлений, поддержание порядка  на улицах и задержание правонарушителей, проведение  Дня знаний и выпускных вечеров в школах, церковные и светские праздники — при подготовке всех этих мероприятий всегда задействованы кинологи и их четвероногие помощники.

Сегодня Центр кинологической службы управления МВД России по Сергиево-Посадскому району — это 10 сотрудников и 16 обученных специальным образом собак. К их помощи прибегают при расследовании краж, грабежей и разбоев. Нередко сотрудники ДПС призывают на помощь "четвероногих полицейских", специализирующихся на поиске взрывчатки и наркотиков. Следователи ждут помощи кинологов при обысках. Словом, кинологическая служба УМВД востребована и очень нужна.

Кинологи и их питомцы

Недавно возникло новое направление деятельности кинологов — патрулирование улиц. Первым под охрану взяли вокзал. Время требует пристального внимания к местам большого сосредоточения людей. В дальнейшем планируется, что патрульные с собаками появятся в каждом микрорайоне города.

В связи с новыми задачами, возложенными на кинологов, планируется увеличение штата этого подразделения. Три четвероногих новичка — немецкая овчарка, ротвейлер и лабрадор – уже начали осваивать азы службы. А вот с набором кинологов все не так просто — требуется еще десять полицейских. В рядах кинологов ждут тех, кто отслужил в армии, не боится трудностей и понимает, что, скажем, регулярный осмотр Вокзальной площади и вокзалов — это не просто прихоть вышестоящего руководства, а работа, которая оберегает жизни людей.

"Каждый день через Вокзальную площадь проходят ваши мамы и сестры, подруги и друзья, и оттого, насколько добросовестно вы патрулируете вверенную территорию, зависит их благополучие и жизнь", — напутствует молодежь начальник кинологического центра Рамиз Заманов. Тот, кто планирует совершить преступление и рассчитывает на большое число жертв, вряд ли выберет для реализации плана регулярно обследуемую кинологами площадь.

Каждый, кто хочет попробовать себя на кинологическом поприще, должен обладать хозяйским взглядом и терпением. Ведь работа сотрудников центра кинологической службы — это не только выезды на задания, но и кормление четвероногих подопечных, уборка вольеров, тренировки и выгул собак. Забить вылезший из доски в вольере гвоздь, чтобы собака не поранилась, приласкать своего питомца и поиграть с ним — если кинологу об этом приходится напоминать, он вряд ли долго задержится в службе.

Профессия — поиск и задержание

Полицейские собаки — это отдельная история. В основном на службу берут немецких и восточно-европейских овчарок, спаниелей, лабрадоров, ротвейлеров. Добродушные по природе спаниели и лабрадоры специализируются на поиске взрывчатых веществ и наркотиков. Некрупной собаке проще пробраться в труднодоступные места, а неагрессивный вид этих "полицейских" не испугает публику при профилактическом осмотре помещений и улиц во время массовых праздников. Немецкие овчарки отлично зарекомендовали себя и при поиске наркотиков и взрывчатки, и в следовой работе, и в преследовании и задержании преступников. Ротвейлеры и восточно-европейские овчарки хорошо справляются с патрулированием улиц. Состоят на службе в посадском кинологическом центре среднеазиатские и мареммо-абруццкие овчарки, их стезя — караульная служба на постах.

Чтобы обучить собаку профессиональным навыкам, кинологам приходится запастись терпением и владеть определенными приемами дрессировки. Если раньше каждый новичок со своим четвероногим напарником отправлялись в специализированный центр подготовки служебных собак, сегодня практика другая. Кинолог имеет возможность на месте службы самостоятельно дать собаке общий курс дрессировки, специальные навыки по поиску наркотиков или в патрульной работе, а в вышестоящем центре только сдать экзамен и получить документ о том, что собака прошла аттестацию. Более того, в посадском кинологическом центре поддерживают инициативу — служить с собственной собакой. Пса готовы будут даже поставить на довольствие при условии, что он сдаст внутренний экзамен по общему курсу дрессировки и зарекомендует себя как перспективный "сотрудник". Такие желающие уже есть. Стаффордширский терьер одного из сотрудников центра сейчас готовится вступить в ряды служебных собак. Скорее всего, его призвание — сопровождать напарника при патрулировании улиц.

Собачий век не так долог. В восьмилетнем возрасте собака становится ветераном, но редко когда заканчивает работать. Для большинства из них служба — это вся жизнь. И только когда начинает подводить нюх, зрение или ноги, собака уходит на заслуженный отдых. Овчарка Яна и спаниель Ксюха — старейшины посадского кинологического центра, но, несмотря на возраст, продолжают работать и показывать пример подрастающему поколению собак.

Оксана МИРОШНИКОВА, газета "Вперед"

Поиск по сайту