Майская трагедия в Шарапове

5 мая в деревне Шарапово сельского поселения Лозовское случилась трагедия, о которой стало известно далеко за пределами нашего района. В воскресный пасхальный день мать нашла повешенным своего 7-летнего сына. В первые же дни после происшествия СМИ со ссылкой на региональное управление МВД распространили информацию о том, что ребёнок покончил жизнь самоубийством. На местных интернет-сайтах развернулась горячая дискуссия о том, что же произошло на самом деле. Тут же зазвучали призывы отобрать у матери остальных детей, в адрес родителей погибшего мальчика посыпались оскорбления.

Прошло больше месяца, страсти поутихли, и мы решили разобраться в этом резонансном деле.

“Им надо помочь”

В деревне Шарапово одна улица — несколько десятков частных домов. Приехав в это небольшое селение ближе к вечеру, поначалу мы не знали куда податься. На улице возле пруда паслись гуси, тут же играла ребятня. Единственный из взрослых, кого мы застали, оказался не из местных. Мужчина рассказал, что в деревне не так много постоянных жителей. Часть домов используют как дачи, часть снимают. Снимала здесь дом и семья, в которой произошло несчастье.

По нашей просьбе малыши позвали старших. Как оказалось, соседи почти не общались с приезжими Ириной и Сергеем. А вот их дети постоянно играли с местной ребятнёй. Старший 13-летний мальчик приходил за домашним молоком к одной из жительниц Шарапова. “Дети накормленные, здоровые”, — отзываются жители. А погибший 7-летний мальчишка, по их словам, был весёлым и шустрым.

Сельчане поведали, что семья приехала сюда из Нижегородской области в августе прошлого года. “Он (отец семейства. — Ред.) постоянно работает, она с детьми. Нормальные спокойные люди. Пьянства за ними не замечали”, — говорят соседи.

В интернете появился слух, будто бы мать спустя несколько дней после смерти сына плясала возле деревенского мемориала погибшим воинам с бутылкой в руках. После этого на форумах хлынула новая волна призывов отобрать из семьи детей. Но в самой деревне нам так и не удалось найти ни одного человека, который бы застал Ирину в пьяном виде. Так неужели кто-то не постеснялся пустить во всемирную паутину такую “грязную” “утку”?!

Несмотря на то что местные не общались с нижегородцами, жители Шарапова сочувствуют семье, потерявшей ребёнка. Говорят, мать сильно переживает и боится, что органы опеки заберут остальных детей. “Надо разобраться и помочь им, а не забирать детей”, — считают шараповцы.

Чужие среди чужих

Семья снимала маленький деревянный домик, со стороннего взгляда мало пригодный для проживания. Нам удалось поговорить с Ириной (Сергей в тот момент был на работе). Женщина вышла из дома на лай собаки, которая оповестила о визите чужаков. В дом мы не зашли, разговор состоялся у калитки.

Со слов женщины, они переехали сюда из посёлка в Нижегородской области, “работы никакой там не было, семью надо было содержать”. Сергей работает на стройках в Москве, сама она постоянно дома с детьми. Там, в посёлке, у них осталась квартира, за которой присматривают соседи. Родственников и знакомых здесь нет, с родными общаются по телефону.

Семья приехала в Сергиево-Посадский район с тремя детьми. Уже здесь появился на свет четвёртый. Сейчас малышу восемь месяцев. По словам Ирины, рожала она в Сергиевом Посаде. И при выписке не обошлось без проблем: на тот момент её паспорт был утерян, и новорождённого медперсонал поначалу не хотел отдавать матери. Малыша всё же удалось забрать домой, но паспорта у женщины до сих пор нет, а из-за этого она не может оформить свидетельство о рождении ребёнка. Несмотря на отсутствие документов медики вошли в положение семьи: новорождённого наблюдают в поликлинике в Лозе.

Хотя нижегородская семья прожила здесь почти год, родители не устроили детей ни в детский сад, ни в школу. Сама Ирина сказала, что старший не учился из-за проблем со здоровьем, муж возил его к докторам в Москву. Подросток — настоящий помощник: ходит за молоком, ездит на велосипеде в продуктовый магазин в военный городок. А ещё он любит рыбачить, признаётся Ирина, приносит улов домой.

Приезжая семья жила в деревне особняком. Ирина и Сергей общались только с хозяевами домика, которые живут здесь же, в Шарапове. Зимой хозяйка подняла цену за съём дома и отношения с ней испортились. После смерти мальчика хозяева стали выгонять квартирантов.

Ирина сказала, что знает людей, которые оклеветали её в интернете. Она просила их написать опровержение. Если извинений не последует, женщина намерена обратиться в суд.

Всему виной верёвка

Мать рассказала нам, как развивались события 5 мая.

В тот день муж Ирины Сергей, как обычно, уехал на заработки. Она осталась одна с четырьмя детьми. “Я в те дни ночами не спала — у маленького зубки резались. Не спала и ночью накануне. Старший сын уехал на велосипеде за хлебом в городок. Двое мальчишек стали шумно играть, я их рассадила. Пока укладывала младшего, сама уснула”, — поведала женщина. Потом старший сын вернулся, мать попросила его поискать Антона (так звали погибшего мальчика) на улице. В итоге мальчишку нашли на кухне за печкой с верёвкой, опутанной вокруг шеи.

Ирина сняла сына, стала делать искусственное дыхание, массаж сердца. Вызвала “скорую”, бригада, по её словам, добиралась 40 минут. “Может, он был ещё живой. Но я же не медик, я не понимаю. В 12 часов 5 минут врачи констатировали смерть”.

На злополучной верёвке, с которой играл мальчик, раньше сушилось бельё. Один конец верёвки оборвался, и она висела вдоль стены за печкой. Ирина сказала, что следствие рассматривает две версии происшедшего. Либо ребёнок играл с верёвкой, наматывая и разматывая её, и таким образом перетянул сонную артерию, либо поскользнулся с верёвкой на шее на канистрах с водой, стоявших за печкой.

Тело мальчика семья кремировала за свой счёт, прах сейчас находится в московском крематории. Родители хотят похоронить сына на родине.

Несмотря на случившееся, семья намерена обосноваться в Сергиево-Посадском районе. “Постараемся купить жильё — дом с земельным участком, чтобы огород был, своё хозяйство”, — поделилась своими планами женщина.

На данный момент семья покинула Шарапово и поселилась неподалёку в съёмной квартире.

Органы работают. Или нет?

На место происшествия 5 мая выезжал наряд полиции и следственная группа. Это была не первая встреча семьи с местными правоохранительными органами. В апреле в Шарапове побывали сотрудники отдела по делам несовершеннолетних и передали материалы в районное управление опеки и попечительства.

Уже после смерти ребёнка семью посетили представители комиссии по делам несовершеннолетних, управления соцзащиты, управления опеки и попечительства.

В районном управлении социальной защиты населения пояснили, что приезжая семья зарегистрирована в другом регионе и не состоит на учёте в Сергиево-Посадском районе. В связи с этим социальная служба не может взять её под патронаж. Свидетельство о рождении ребёнка нижегородцам нужно оформлять в своём регионе. Если бы у семьи была временная регистрация здесь, тогда можно было бы оформить пособие до достижения ребёнком полутора лет.

Пообщаться с органами опеки нам не удалось, хотя именно это ведомство в подобных ситуациях играет ключевую роль и оно могло бы прояснить многое. Начальник управления опеки и попечительства по Сергиево-Посадскому району сейчас в отпуске, а исполняющий обязанности начальника, как нам сказали, не может давать комментарии СМИ без санкции министра образования области.

У нас, как у следователей, осталось много вопросов без ответов. В том числе и главный: почему органы опеки обратили внимание на нижегородскую семью только в апреле, получив материалы из полиции, хотя за полгода до этого Ирина рожала в Сергиевом Посаде без документов?

Юлия ЕРМАКОВА, газета "Вперед"

 

Комментарии

Анна МУРЗАК, инспектор по взаимодействию со СМИ и общественностью УМВД России по Сергиево-Посадскому району:

— Информация о семье поступила в район из Нижегородской области. Семья состояла там на учёте в отделе по делам несовершеннолетних. Сотрудники ОДН выехали в Шарапово 25 апреля и провели проверку. В результате был составлен протокол по статье 5.35 КоАП (неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Основанием послужили антисанитарные условия в доме и тот факт, что дети не учились в школе. 26 апреля материал был направлен на комиссию по делам несовершеннолетних и в органы опеки и попечительства. Сотрудники, проводившие проверку, отмечают, что мама была трезвая.

Иван ПОПОВ, следователь по особо важным делам следственного отдела по городу Сергиев Посад Главного следственного управления СКР по Московской области:

— Следственный комитет по факту майского происшествия возбудил дело по части первой статьи 109 Уголовного кодекса России (“Причинение смерти по неосторожности”). Проводятся следственные действия, в том числе допрашиваются соседи, представители органов опеки, запрошены документы из Нижегородской области, проводятся экспертизы.

Уголовное дело возбудили сразу по нескольким причинам. Во-первых, погиб ребёнок, а подобные случаи в нашей стране в последнее время на особом государственном контроле. Во-вторых, событие вызвало широкий общественный резонанс. К тому же в рамках уголовного дела можно наиболее полно установить обстоятельства происшествия. И дать оценку не только действиям родителей, но и государственных органов (опеки и полиции). В результате на них могут быть наложены меры взыскания, если выяснится, что в отношении этой семьи они не выполняли свои обязанности.

Людмила БЕНДА, руководитель Сергиево-Посадского центра социальной помощи семье и детям “Семья”:

— Спустя несколько дней после трагедии вместе с представителями органов профилактики безнадзорности и беспризорности в деревню Шарапово выезжали наши специалисты — психолог и специалист по социальной работе. Специалисты оказали психологическую поддержку членам семьи, родителей проконсультировали, куда обращаться и что делать для восстановления и оформления документов, оставили им свои контакты для связи, чтобы семья могла позвонить в случае необходимости и получить консультацию.

Для того чтобы получать меры социальной поддержки в Сергиево-Посадском районе, семья должна иметь регистрацию по месту жительства. В данной же ситуации им придётся всё оформлять по месту постоянного жительства — в Нижегородской области, но в первую очередь нужно оформить все документы.

В независимости от наличия регистрации Центр социальной помощи семье и детям “Семья” оказывает консультативную помощь всем лицам, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Поиск по сайту