ГДЕ ГРАНИЦА НИКОЛЬСКОГО КЛАДБИЩА?

ГДЕ ГРАНИЦА НИКОЛЬСКОГО КЛАДБИЩА? Публичные слушания по вопросу выдачи разрешений на строительство домов в Сергиевом Посаде прошли в здании районной администрации в четверг. Народу на это рутинное, как правило, мероприятие собралось непривычно много. Что, впрочем, неудивительно: один из пунктов повестки дня предполагал если не скандал, то широкую палитру мнений. Предполагаемое возведение жилого дома в районе Никольского кладбища будоражило умы и сердца горожан.

Необходимо подчеркнуть, что слушания носили неофициальный и "ознакомительный" характер: власти поселений (в данном случае - города Сергиев Посад), согласно закону Московской области "О регулировании земельных отношений", не имеют права их созывать. Это прерогатива районной власти. А так как об этом нюансе знают не все, существует вероятность, что на официальные, законные слушания по этим же вопросам никто из общественности не придет, сочтя, что они уже были.

В повестке дня значились четыре объекта. Рассмотрение первых трех (офисный центр на 1-й Ударной, 5-этажный жилой дом на Ферме и 14-этажный на Скобянке) прошло почти "галопом" и не вызвало у присутствующих почти никаких вопросов. Одобрение их прошло "без сучка, без задоринки". Четвертый пункт, о строительстве 9-этажного жилого дома на улице Воробьевской, в районе закрытого Никольского кладбища, породил активные дебаты.

"За"

Выступавшая первой представительница инвестора (ООО "Юбилей") Надежда Шакимова рассказала, что все необходимые разрешения на строительство со стороны контролирующих органов получены. Для местных жителей строительство дома не принесет никаких неудобств, а одно лишь благо: ремонт теплотрассы с полной заменой труб, модернизацию трансформаторной подстанции, обустройство подъездных дорог, строительство площадок для отдыха детей и взрослых.

Затрагивая тему кладбища, представитель застройщика пояснила, что, по ее мнению, территорию погоста дом никак не заденет, сославшись при этом на мнение старожилов.

Она также заявила, что "реализация этого проекта - ни что иное, как выполнение национального жилищного проекта, поставленного главой нашего государства на одно из первых мест". На социальную значимость будущего дома в выступлении была сделана главная ставка, а вот коммерческая составляющая (ведь подавляющее большинство квартир будут продавать, а не раздавать бесплатно) осталась совершенно в стороне, о ней даже не упомянули и вообще старались этой темы избегать.

Соучредитель фирмы "Юбилей" Игорь Максимов заявил: "Нужно приводить в порядок кладбище, но нельзя оставлять это пятно (место предполагаемой застройки. - Ред.) в том виде, в каком оно есть. Самый безобидный проект, на наш взгляд - строительство жилого дома".

"Против"

Обстановка стала накаляться после первых же выступлений представителей общественности и депутатского корпуса. Известный краевед, старейший врач района Татьяна Будникова выразила сомнения в обоснованности ссылки на мнения старожилов о границах кладбища, в то время как в городе есть специалисты-историки, способные дать квалифицированное заключение на этот счет.

Житель дома №33 по Воробьевской (ближайшего к возможному строительству) рассказал, что в его подъезде восемь лет назад треснула стена, "сквозь щель в квартире видна улица". Возведение нового дома неподалеку, по его мнению, может усугубить и без того непростое поло-жение.

Депутат городского Совета Марина Паншина, потратившая очень много времени и сил для досконального изучения проблемы, продемонстрировала карту 1974 года. На ней место, где предполагается строить дом, однозначно обозначено как кладбище. Марина Михайловна также рассказала, что за последние 30 лет территория Никольского погоста сократилась на полтора гектара - с 8 до 6,4 га. "Необходимо провести паспортизацию кладбища, определить его границы. Без этого говорить о каком-либо строительстве вблизи него нельзя", - заявила она.

Юрист Веселова напомнила собравшимся, что по закону перепрофилировать земли кладбища под что-либо иное запрещено бессрочно: сколько бы времени ни прошло с момента последнего захоронения - сносить погост и, например, строить на нем что-либо нельзя.

Депутат городского Совета Павел Саломатин напомнил, что накануне Совет принял решение о создании рабочей комиссии, в которую вошли представители законодательной и исполнительной власти и общественности. Главе города депутаты рекомендовали временно воздержаться от выдачи разрешений на строительство на прилегающей к кладбищу территории.

Вопрос о границах погоста и, соответственно, санитарной зоне вокруг него витал в воздухе, и мы задали его соучредителю фирмы "Юбилей" Игорю Максимову. Совершенно непонятно, как можно определить санитарную защитную зону, если точка отсчета (граница кладбища) формально не определена, ее на сегодняшний день не существует.

Выяснилось, что специалисты фирмы "Юбилей" определяли границу погоста визуально, то есть, попросту говоря, на глаз. Никаких специальных изысканий на этот счет не проводилось. При таком раскладе говорить о серьезности подхода в этом сложном и щекотливом деле не приходится. Если по поводу протяженности кладбища есть сомнения (а они есть), их надо разрешить со всей определенностью, чтобы соблюсти закон и не построить дом на костях наших земляков. Моральная сторона дела здесь не менее важна.

Что сказал глава района

Итог слушаниям подвел глава района Анатолий Упырев. Он рассказал, что первоначально участок для застройки выделялся чуть дальше. Через некоторое время после принятия этого решения до администрации дошла тревога местных жителей, связанная с близостью строительства к кладбищу. "Тогда мы попытались через суд вернуть эту землю, чтобы, грубо говоря, отыграть обратно. Однако не смогли это сделать - позиция застройщика юридически оказалась сильнее. Тогда мы отодвинули участок максимально вглубь микрорайона.

Тем не менее, проблема существует - ни через 25 лет после закрытия, ни через 100 на территории кладбища строить нельзя. Следовательно, нужно определить, где же проходит его граница. Я уверен, что созданная городским Советом комиссия зафиксирует эти пределы. В том, что кладбище трогать нельзя, уверены абсолютно все, потому что это - закон", - сказал Анатолий Упырев.

Поиск по сайту