ЧЕЛОВЕК БОЖЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГИИ

ЧЕЛОВЕК БОЖЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГИИ Голицын Илларион Владимирович (1928-2007), гравер, график, живописец, закончил Строгановское училище. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств (РАХ), член Президиума РАХ.

В Белом зале Академии художеств полно народа. Стульев не хватает. Пустует лишь одно место. Перед ним на столе - охапка цветов. Здесь обычно сидел Илларион Голицын, член Президиума Академии.

Это вечер его памяти.

Многие в нашем городе помнят его. Раз увидев, забыть нельзя. "Громокипящий Голицын" - называли его. И вот нелепая гибель под колесами машины.

Перед нашими глазами в зале сияет и лучится большое четырехчастное панно "Красные комнаты". Последний вариант... Помню: я у Голицына впервые, пьем кофе в кухне. Спрашиваю:

- Где нашли вы такой интерьер для ваших картин?

- Мы же были сейчас в этой комнате!

Не узнала. Цвет стен реальной комнаты такой тусклый, приглушенный. А на картинах...

Те, первые "Красные комнаты", висели у нас в Конном дворе на выставке "Князья Трубецкие в нашем крае".

Потом были другие "Красные комнаты". Он писал их снова и снова. На его персональной выставке в Академии они стали светлыми, полными радости.

Сейчас перед нами последние - 2006 года. Других уже не будет. Их красный цвет то сгущается, становясь почти багровым, то высветляется, пульсирует, живет. Вспыхивают красным детали одежды многочисленных портретов на стенах комнат. Красная скатерть. Букет красных роз...

Красный - красивый. Красный - русский. В нем энергия солнца и энергия крови. Цвет-победитель. Он ликует, затопляет все пространство. И еще ярче бушует, когда рядом появляются всплески зеленого темных, ярких, серых оттенков.

Были плохие этюды в юности... Но отец говорил:

- Ларюшка, рисуй!

Из заключения, умирая от голода, писал:

- Ларюшка, рисуй! Всегда рисуй.

И он рисовал всегда, везде.

Из выступлений:

- Он был одной из мощных ветвей рода Голицыных. А это значит: ум, благородство, высокая духовность.

- Он много мудрого говорил. Кем заменить? Нужно в Президиум кого-то из семьи, чтоб голицынская мудрость была.

- Он погружен был в ту среду, которая породила великий род Голицыных. В его творчестве - прорывы в космос.

- Он не был серьезным.

- Он был дерзкий, игровой человек. Кто, кроме него, читал стихи на вернисажах? Державина, Пушкина, Мандельштама...

- А когда Хрущев громил "формалистов"! Хрущев: "Ты что там, в красной рубашке, смеешься? А ну иди сюда. Говори". Илларион: "Я плохо умею говорить. Лучше разрешите - я стихи почитаю".

- Он играл в стихи, играл в искусство. Играл там, где появлялся.

Да, на выставке "Голицыны в Глинкове" в нашем музее он набросился на меня:

- Почему на этикетке написано "Неизвестный"?! Будет тетя Соня держать на руках какого-то неизвестного?! Вы что, не видите, что это я?

Иллариону на той фотографии два месяца...

Незадолго до гибели он побывал в Черногории. Там в музее увидел картину XVIII века - группа молодых русских князей. Петр I послал их в Черногорию учиться корабельному делу. Илларион Голицын всех увлек розысками. Сам написал картину с группой местной интеллигенции на фоне того музейного полотна. И при вести о его трагической гибели на домах Черногории появились траурные венки. Местный обычай.

Пусть эти строки будут венком художнику, человеку божественной энергии, Иллариону Владимировичу Голицыну.

Татьяна СМИРНОВА, ст. научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника

Газета "Вперед"

Поиск по сайту